Дисциплина помогает приучить детей к порядку, привить хорошие манеры, научить правильному поведению. Лучше всего правила дисциплины работают, когда между родителями и ребенком установлены теплые и любящие отношения.
Дисциплинировать не значит наказывать. На самом деле дисциплина и ее методы основаны на позитивном воспитании, на общении и умении слушать и слышать.
Через дисциплину ребенок учится:
Если родители недостаточно дисциплинируют ребенка, он чувствует себя беззащитным, а взрослые теряют контроль. Слишком много запретов в семье, недостаток похвалы заставят ребенка вести себя хорошо, но только из-за страха. Это может привести к проблемам самооценки и повышенной тревожности у ребенка в будущем.
Лучше всего дисциплина работает, когда взрослые устанавливают четкие и понятные ребенку границы и правила, но в то же время поощряют хорошее поведение, хвалят и используют другие позитивные методы воспитания.
То, как вы будете приучать ребенка к дисциплине, зависит от его возраста. Разбираем по порядку!
Многие поступки детей в этом возрасте обусловлены их интересом проверить свои способности в процессе освоения новых навыков. Малышам сейчас нравится совершать какие-то действия и наблюдать за результатом. Например, ваш малыш любит следить за вашей реакцией, когда тянет ваши волосы.
Но маленькие детки еще не понимают последствий. Как и не различают разницу между правильным и неправильным. Поэтому наказания не будут действенными в отношении малыша.
Наоборот, ему важно чувствовать ваше тепло, любовь и заботу, чтобы ощущать себя в безопасности. Поэтому, когда в следующий раз ребенок будет теребить ваши волосы, скажите твердо, но мягко “нет” и покажите, как можно вас трогать за волосы.
Да, вам придется повторить это не один раз, потому что малыш еще не в состоянии усвоить сразу приемлемые правила поведения.
Пока еще не знают, как справиться с раздражительностью и гневом. Их социальные и эмоциональные навыки еще только на стадии развития. В этот период ребенок начинает активно проявлять самостоятельность и проверять ее, закатывая истерики, протестуя и говоря на все “нет”.
Часто дети начинают вести себя агрессивно по нескольким причинам:
С 3-4 лет ребенок начинает понимать, какое поведение приемлемо, а какое нет. Дети проверяют разные стили поведения и ведут себя одним образом чаще, как только они начнут понимать последствия своего поведения.
Первоклассник уже знает, как вести себя в разных местах: в школе, дома, на празднике, в гостях. Но еще важно напоминать ребенку о границах дозволенного, поощрять и хвалить за хорошее поведение.
1. Ответьте себе на вопрос: “Каким взрослым вы видите своего ребенка?” И каждый раз, наказывая его, спрашивайте себя: “А то, что я хочу сейчас совершить по отношению к малышу, сделает ли его порядочным, самодостаточным, искренним, свободным, радостным? (то есть таким, каким вы хотите его видеть).
Очень часто, когда мы воспитываем своих детей, мы идем от обратного: не хотим, чтобы был эгоистом, собственником, не был злым.. Мы фокусируемся на этом. Но не показываем, как быть другим. Поэтому очень важно, изменить свой угол зрения на обратный. Каждый наш шаг, слово, решение должны вести к тому, чтобы наши дети были такими, какими мы их видим в будущем. А не просто незлыми, не эгоистами и т.д.
2. Используйте правило логических естественных последствий. Это хороший способ помочь детям научиться на своих ошибках и приучить их думать о своих действиях.
Если ребенок отказывается надевать варежки или шапку на прогулку, разрешите выйти на улицу без них. Но как только замерзнет, предложите их надеть. Конечно, когда это безопасно для его здоровья.
Используйте правило естественных последствий, когда считаете, что ребенок научится на своих ошибках.
3. Вызывайте сопереживание - помогайте понять ребенку, как он воздействует на окружающий мир:
4. Подавайте личный пример.
Дети учатся, глядя на нас. Показывая на своем примере ребенку, как вы хотите, чтобы он себя вел, вы поможете ему быстрее научиться правилам дисциплины.
5. Сделайте ребенка важным членом команды в семье - это помогает наладить контакт всем членам семьи. С этой целью расскажите ребенку историю вашего дома, как он родился. Подчеркивайте, его качества: ты такой внимательный, бойкий, общительный...
Подумайте, как проводить вместе время, а не рядом.
6. Запрещая что-то, говорите, что можно, предлагая альтернативу:
Поделитесь в комментариях, как вы приучаете ребенка к дисциплине? С каким проблемами сталкиваетесь?